В психоаналитической литературе первой половины XX века некоторыми авторами, в той или другой степени, уделялось определенное внимание образу тела. Этого и не могло не быть, так как для психоаналитиков того времени в целом, тело является как раз тем объектом, который, прежде всего, следует принципу удовольствия и управляется им. Таким образом, это не просто тело, а либидозное тело, с помощью которого ребенок активно и целенаправленно познает окружающий мир. Психоаналитики в своих трудах неоднократно подчеркивают важность ранних либидозных взаимодействий тела младенца с объектами внешнего мира в процессе дифференциации между «Я» и «не-Я». 

На фоне существующих точек зрения, французский психоаналитик Франсуаза Дольто предлагает миру независимый взгляд на феномен образа тела, который сформировался на основе её клинической работы с детьми. Ей удалось не только провести четкое разграничение между понятиями образа тела и схемы тела, качественно дифференцировать их, но и продемонстрировать использование представления об образе тела в качестве клинического инструмента для психоаналитической работы с детьми. В основу этой терапевтической работы легла разработанная Ф. Дольто концепция о бессознательном образе тела.

Бессознательный образ тела может быть использован в качестве клинического инструмента для психоаналитической работы с детьми.

о значении образа тела для терапии

Бессознательный образ тела как феномен

Бессознательный образ тела – это практически не отражаемое на сознательном уровне сложившееся представление о себе, формирующееся с самого начала жизни (по словам Дольто, ещё внутриутробно) и которое может находить свое выражение уже в свободном творчестве ребенка – рисунках, лепке, поделках, а также, играх. Эта творческая активность, сама по себе, не может быть отождествлена с образом тела, однако всё то объективное, что проявляется в речевых ассоциациях, выдаваемых ребенком во время реализации своих творений, является, вероятнее всего, проявлением именно этого феномена.

Всё то, что выражается в речевых ассоциациях ребёнка, связанных с его творческой активностью, есть проявление бессознательного образа тела.

о бессознательном образе тела


Таким образом, бессознательный образ тела пронизывает каждую свободную творческую композицию ребенка, и должен рассматриваться как язык, который терапевту необходимо декодировать. Однако, психоаналитик не является тем, кто заранее владеет ключом к декодированию – последнее передается ему в речи ребенка. Следовательно, рисунки, поделки или игры ребенка могут быть интерпретированы только с помощью его детских речевых ассоциаций.
 

Бессознательный образ тела и зеркальный образ

Необходимо различать понятия бессознательного образа тела и зеркального образа. Для конструирования первого не нужен зрительный опыт: полный и богатый бессознательный образ тела может развиваться и у слепых детей, никогда не видевших своего отражения в зеркале.

Кроме того, именно обретение второго, зеркального образа тела на «стадии зеркала» приводит к тому, что первый в это время становится как раз в значительной степени бессознательным, хотя может все же проявляться в фантазиях или психосоматических феноменах, а также, легко обнаруживаться у психотических пациентов.

Бессознательный образ тела и схема тела

Существует также огромная разница между понятиями бессознательного образа тела и схемы тела. Ф. Дольто подчеркивает, что схема тела, являющаяся лишь частично бессознательной, характеризует индивида как представителя человеческого вида, вне зависимости от времени и пространства, то есть, в принципе, более-менее идентична для каждого человека. Бессознательный же образ тела является специфичным для каждого субъекта и непосредственно связан с его межличностной историей.

Образ тела должен рассматриваться как живой синтез эмоционального опыта и «бессознательного символического воплощения желающего субъекта». То есть, образ тела – это та, создаваемая при поддержке схемы тела, структура, которая формируется посредством коммуникации и делает возможным наше общение с другими.

Если схема тела воплощает в себе анатомическую сущность, содержащую в себе источник влечений и прочно связана с телесными потребностями, которые она стремится удовлетворить, то образ тела, уже как психическая сущность, содержит представления влечений и непосредственно связана с желанием.

Схема тела и образ тела могут взаимодействовать друг с другом. Патологический образ тела может нарушать функционирование нормально развитой и целостной схемы тела (тики, немота, задержки речи и т.п.). С другой стороны, и схема тела может влиять на построение образа тела: ранние органические/физические повреждения могут искажать схему тела, а это, в свою очередь, приводить к временным или постоянным модификациям образа тела.

Одним из величайших открытий Дольто является обнаружение того факта, что нарушенная схема тела может идти рука об руку с нормальным образом тела. Например, парализованный ребенок может беспрепятственно развивать здоровый образ тела при условии, что есть возможность словесной игры с этим телом, представленной в разговорах с матерью о том, как он будет прыгать и бегать, даже если этого никогда и не случится. И поэтому, по сути, образ тела – это выраженный словами образ.

Схема тела и образ тела могут взаимодействовать друг с другом. При этом, нарушенная схема тела может идти рука об руку с нормальным образом тела. 

о схеме и образе тела

Вскрытие бессознательных структур в образе тела

Образ тела, раскрываемый в ассоциациях ребенка, может обнаруживать в себе содержание бессознательных структур Эго (Ид, Супер-Эго и Эго-Идеала). В одной из своих клинических зарисовок Ф. Дольто описывает тревожного и подавленного десятилетнего мальчика, с серией рисунков, изображающих двух боксирующих мужчин, у которых не было либо головы, либо ступней, либо расстояние между ними делало их борьбу невозможной.

В речевых ассоциациях ребёнка, раскрывающих образ тела, может обнаруживаться содержание бессознательных структур Эго, таких как Ид, Супер-Эго и Эго-Идеал.

об образе тела и структурах эго

Одного из боксеров мальчик однажды изобразил в полосатой футболке, и сказал, что, если бы рисовал здесь себя, то хотел бы быть именно этим боксером. При этом он вспомнил историю о своем школьном товарище в такой же полосатой футболке, которого папа как-то отругал за плохую успеваемость.

В разговорах с Дольто об этой очевидной идентификации мальчик уточнил, что совсем не хочет, чтобы его папа так же ругался, но ему очень бы хотелось, чтобы отец занимался им хотя бы, как у одноклассника – отчитывал за неуспеваемость. Оказалось, что мальчик совершенно не может идентифицироваться со своим отцом по причине полного безразличия к себе с его стороны.

Выяснилось, что из-за сложных отношений с матерью мальчика отец постоянно испытывает тревогу и чувствует себя незащищенным, в следствие чего совершенно не может функционировать в качестве Эго-Идеала для своего ребенка. В такой ситуации мальчик желает быть кем-то, у кого сильный отец, способный выполнять функцию Эго-Идеала. Мальчик хочет иметь такого отца, которому он интересен, который не излучает тревогу и способен сделать что-то с подавленным состоянием своего сына. Именно такой сильный папа был, как выяснилось, у школьного товарища мальчика.

Таким образом, в данном клиническом случае, ребенок в своей речи идентифицировался с представленной на его рисунке фигурой, намекая на определенную нехватку в собственной жизни и проявляя свое сильное желание Эго-Идеала.

об авторе

Практикующий психоаналитический терапевт и консультант, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП, Россия); нейроучёный, доктор философии (Ph.D).

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}

Приглашаю в терапию!

Первый ознакомительный сеанс бесплатный! У нас будет 20 минут, чтобы понять, сможем ли мы работать друг с другом.

>