Время и пространство составляют два фундаментальных измерения субъективности и индивидуального развития. Начиная с Платона, вопрос времени красной нитью проходил через западную философскую мысль. Св. Августин определял время как «очень сложную загадку», в которой можно уловить не только неопределенность, но и невыразимость.
В психоаналитической же мысли время не воспринимается как нечто данное в ходе переживания. Вместо этого его можно представить как особое состояние психики, которое создается во взаимоотношениях с другим переживанием. Иными словами, наше Эго — это «структура, занимающаяся обработкой и реорганизацией времени» (Арнольд Моделл), или, точнее, различных переживаний, которые мы приобретаем во времени.
Психическая темпоральность как превалирующий механизм в психоанализе
Эта статья посвящена возникновению и развитию революционной теории Фрейда о психической темпоральности, являющейся одной из важнейших для психоаналитической мысли. Понятие Nachträglichkeit представляет собой оригинальную форму идеи темпоральности, которая, возникнув в психоанализе, повернула вспять стрелу времени.
Первым автором, кто обратил внимания на концепцию темпоральности Фрейда, представленную как Nachträglichkeit, был Жак Лакан, изучавший случай Человека-волка. В то время, французский психоаналитик воспринял её как механизм, проявляющийся только в случае психозов. Позже Жан Лапланш и Жан-Бертран Понталис впервые обнаружили важность этой концепции в качестве превалирующего механизма в психоанализе.
Психоаналитические сеансы показали, что концепция темпоральности неразрывно связана с психическими травмами и вопросами детской сексуальности анализантов. В рамках отношений переноса эти травмы «отсроченного действия» (Nachträglichkeit) проявляются на сеансах, заново осмысливаются и прорабатываются.
Концепция темпоральности является превалирующим механизмом в работе с психическими травмами на психоаналитических сеансах.
о концепции темпоральности в психоанализе
Психическая темпоральность в рамках концепции отсроченного действия
Концепцию, представленную понятием Nachträglichkeit («отсроченное действие»), можно назвать первым подходом к идее психической темпоральности. Термин Nachträglichkeit вызвал множество противоречий, связанных с его происхождением, так как у него существует два значения в немецком языке: «позже – последующий» и «дополнительный».
Тем не менее, смысл концепции можно представить следующим образом. К временному воспоминанию о двух последовательных событиях, между которыми установлена ассоциативная связь, добавляется ссылка на дополнительный смысл, который изначально отсутствовал и который первое событие приобретает в силу второго.
Исследования Фрейда по сексуальности, несомненно, привели к смене парадигмы во временной концепции детских переживаний и их отношений со взрослой жизнью. Ранние переживания индивида порождают мнемический материал, который только позднее и задним числом (как «отсроченное действие») проявит себя под влиянием бессознательных мотивов.
Детские переживания субъекта порождают мнемический материал, который позднее, под влиянием бессознательных мотивов, может проявить себя задним числом (ретроактивно).
о концепции отсроченного действия
Эти скрытые от сознания представления будут искать свое выражение через реализацию желания, через восстановление определенных отражений, связанных с первым переживанием удовлетворения. То есть, детские желания находятся в постоянном движении и ищут направление для своей реализации. Таким образом, симптом или сон (как реализации желания) порождают разрыв в осознаваемом времени и делают это по настоянию «другого времени», нелинейного психического времени, «времени, которое не проходит» (Ж.-Б. Понталис).
Психическая темпоральность и безвременность бессознательных процессов
Особый интерес в концепции темпоральности Фрейда вызывает именно тот факт, что представления о переживаниях и влечениях формируются из временной структуры под воздействием ретроактивного механизма. Здесь четко просматривается фактор игнорирования уже находящихся в наличие у субъекта сложившихся ассоциативных рядов оперируемых представлений.
Только появление определенных текущих переживаний позволяет, посредством построения нового бессознательного ассоциативного ряда, придавать значение цепи прошлых переживаний, которые без этого невозможно было полностью включить в значимый контекст.
В центре указанного фактора игнорирования действует настойчивость направления влечения, представление которого остается вытесненным и не может достигнуть сознания. Именно в связи с этой отсрочкой удовлетворения влечения и может возникнуть осознание времени. Другими словами, настойчивость вневременного бессознательного определяет пути конституции хронологического времени.
В этой связи, во фрейдовском постулате о безвременности бессознательных процессов (противостоящем времени сознательного), обнаруживается второй подход к психической темпоральности. Как показывают литературные обзоры, эта идея присутствует в различных отрывках из работ Фрейда, начиная с 1906 года.
В отличии от хронологического императива сознательного, бессознательные психические процессы проистекают вне времени.
о безвременности бессознательного
Психическая темпоральность и человеческая сексуальность
Существует также и третий подход к данному феномену. Концепцию психической темпоральности нельзя представить без отсылки к так называемому сдвигу фазы человеческой сексуальности и её двухтактному штурму человеческой психики: то, что Фрейд в «Трёх очерках по теории сексуальности» (1905) называет сексуальной дисфазией.
Здесь мы имеем дело с теми отраженными в бессознательном эпизодами из детства, которые в течение жизни не реагируют ни на какой тип переживаний у субъекта. Фрейд настаивает, что они могут включиться в значимый контекст только путем ретроактивности, при условии, что необходимые переживания будут исключительно сексуального порядка. В этом смысле подход к концепции психической темпоральности есть не что иное, как модель сексуального травмирующего события.
Феномен психической темпоральности: выводы
Так что же нам следует подразумевать под феноменом «психическая темпоральность»? Особенностью концепции «психической темпоральности» в психоанализе по Фрейду является то, что она неразрывно связана с понятиями отложенного действия, безвременности и сексуальности.
Можно попытаться описать этот феномен, как способ, которым психические процессы создают свое собственное управление временем, а также, его ощущение, используя при этом три возможности: регрессию, фиксацию и ожидание. И акцент здесь делается, в первую очередь, на субъективной составляющей эпизодов периода детской сексуальности, которые настойчиво навязываются в психику субъекта и имеют ретроактивную временную структуру.
Таким образом, понимание законов времени, работающих за пределами сознания, является ключевым в психоаналитическом процессе и дает нам концептуальную структуру бессознательной психической темпоральности.
Понимание бессознательной психической темпоральности субъекта есть ключевой аспект психоанализа.
о ключевом аспекте психоанализа
Существование различных подходов к идее темпоральности обеспечивает более тонкую огранку имеющихся знаний, всесторонность дальнейших исследований и глубину понимания, как психоанализ производит психические изменения. Без сомнения, значение теории психической темпоральности для эффективности психоанализа неоценимо.