Работа Зигмунда Фрейда «По ту сторону принципа удовольствия» (1920 г.) является следующим шагом на пути развития его метапсихологической теории. В этой статье великий психоаналитик пытается впервые взглянуть на психические процессы с «экономической точки зрения» и представляет миру вторую дуалистическую модель влечений. В соответствии с этой новой моделью, все психические влечения можно разделить на две большие группы: «влечения к жизни» и «влечения к смерти».

Особый акцент Фрейд делает на консерватизме этих влечений, который качественно и количественно определяет как номенклатуру новой классификации, так и принадлежность влечений к той или другой группе. Предлагаемая вашему вниманию статья представляет собой авторский анализ этой работы Фрейда, являющейся одним из основополагающих трудов великого аналитика в области функционирования человеческой психики.

Энергетика душевных процессов

Перед Фрейдом стоит большая проблема сложности поставленной задачи — ему приходится заходить издалека и решать её постепенно. Для этого основатель психоанализа опирается на экономическую теорию психики и поднимает вопрос об энергетике душевных процессов. Ученый напоминает, что влечения являются «основными источниками <…> внутреннего раздражения» психики человека и подчеркивает, что внутрипсихические «перемещения раздражений» имеют «большое экономическое значение».

Эти раздражения обладают определенными «зарядами энергии» и, в недрах бессознательного, легко подвергаются «первичному психическому процессу», в результате которого могут быть свободно «целиком перенесены, смещены, сгущены». Этого требует «императивный характер» господствующего над влечениями принципа удовольствия, согласно которому психика имеет тенденцию поддерживать энергию возбуждения «на возможно более низком» или, в соответствии с «принципом константности», хотя бы «постоянном уровне».

Таким образом, первая задача психики должна заключаться в «овладении возбуждением и связывании его», чтобы обеспечить «беспрепятственное продолжение господства принципа удовольствия». Однако, все ли влечения являются для психики экономически выгодными и подчиняются принципу удовольствия?

Под господством принципа удовольствия, психика стремится поддерживать энергию возбуждения на минимальном или, хотя бы, постоянном уровне. 

об экономике психических процессов

Принцип удовольствия и навязчивое повторение

Именно с экономической стороны Фрейд обращается к глубокому анализу «проявлений навязчивого повторения», которые привлекли его внимание как, на первый взгляд, противоречащие принципу удовольствия. Ученый заинтригован тем, что дети в своих играх повторяют «даже неприятные переживания».

Действительно, мы знаем, что дети часами могут играть во врачей, делая уколы своим куклам, хотя эта же процедура для них самих вызывает глубочайшие негативные переживания. Какой в этом экономический смысл? Интересно также и то, что ребенок в детских играх совершенно не заботится о принципе новизны: он регулярно «требует повторения показанной ему взрослым игры» и настаивает рассказать ему одну и ту же понравившуюся сказку, причем каждый раз «исправляет всякое изменение», которое вносится взрослым для разнообразия.

Как это «навязчивое повторение» соотносится с принципом удовольствия? Фрейд приходит к важному заключению, что инфантильная навязчивость обманчива и, в определенном смысле, не «выходит за пределы принципа удовольствия», и что как раз эти повторения «составляют сами по себе источник удовольствия».

Навязчивые повторения прекрасно соотносятся с принципом удовольствия, так как сами по себе являются источником удовольствия.

о навязчивом повторении

Великий аналитик делает проницательный вывод, что изначально «функция психического аппарата», скорее всего, независима от принципа удовольствия, но ни в коем случае и не противоречит ему. Но тогда, чему же, в экономическом аспекте, наша психика всё-таки подчиняется и чем руководствуется в своем функционировании?

Консерватизм влечений и навязчивое повторение

Для того, чтобы ответить на этот вопрос Фрейд пытается связать между собой «навязчивое повторение» с другими влечениями и находит между ними одно общее свойство – наличие «стремления к восстановлению какого-либо прежнего состояния». И правда, при «навязчивых повторениях» мы вновь и вновь обращаемся к тем же самым переживаниям, действиям и объектам, в любви нас неистово влекут к себе всё те же чувства и желания, а под влиянием «творческой музы» мы каждый раз стараемся заново раскрыть свою душу в очередной визуальной, музыкальной или литературной фантазии.

Консерватизм навязчивых повторений объясняется стремлением психики к восстановлению какого-то прежнего состояния, возвращению к переживаниям, доставившим удовольствие.

о консерватизме навязчивости

В этих стремлениях Фрейд видит «выражение консервативной природы <всего> живущего» на Земле. В доказательство главенства консерватизма, ученый приводит примеры и «органического навязчивого повторения» из эмбриологии и зоологии, говоря о повторении стадий филогенетического развития в онтогенезе человека и способности к регенерации у некоторых живых существ. На основании проведенного анализа, ученый относит «навязчивое повторение» и ряд других влечений «Я» к консервативным влечениям, которые «принуждают к повторениям». Какова же глобальная цель влечений такого рода?

Влечения к жизни и смерти: прогресс и регресс

По мнению Фрейда консерватизм этой группы влечений отражается в регрессирующей функции. Другими словами, эти влечения ставят своей целью заставить нас многократно «повторять <свой> обычный жизненный путь», и выражают «стремление возвратиться к неживому» состоянию, которое даст возможность психике достичь экономически выгодного нулевого энергетического потенциала. Фрейд так и говорит, что «целью всякой жизни является смерть».

По мнению ученого, нашу жизнь вообще определяют исключительно «внешние причины», которые вынуждают нас идти к смерти «более сложным окольным путём», отвлекаясь от основной цели. На страже же этого пути надёжно стоят регрессирующие консервативные влечения. Именно поэтому Фрейд и определяет их как «влечения к смерти».

В то же самое время, по словам Фрейда, существуют и другие влечения, которые, в свою очередь, «стремятся дать новые формы и ведут к прогрессу», требуют огромного внутреннего напряжения и больших энергетических затрат. К ним великий аналитик причисляет группу сексуальных влечений, которые называет «влечениями к жизни», так как они «по своей функции» противостоят уже упомянутым «влечениям к смерти».

Влечения к жизни: проявления консерватизма

Фрейд подчеркивает, что «влечения к жизни» также проявляют консерватизм. Он видит его проявление в следующих признаках.

  • Во-первых, «влечения к жизни» также, как и «влечения к смерти», участвуют в воспроизводстве «ранних бывших состояний» живого существа, ведь встреча и слияние половых клеток запускает эмбриональное развитие с повторением всей филогенетической истории и построением заново «первоначальной структуры» организма. 
  • Во-вторых, «влечения к жизни» постоянно «сопротивляются внешним влияниям», не давая живой субстанции погибнуть, тем самым проявляя еще больший консерватизм.
  • Ну, и в-третьих, в глобальном масштабе, получается, что эти влечения «сохраняют саму жизнь на более длительные времена». 

Но, если задуматься, не скрывается ли под эгидой консерватизма «влечений к жизни», призванного пророчить «потенциальное бессмертие», всего лишь рациональное, в условиях объективной реальности, «удлинение пути к смерти»? Нет ли здесь функционального противоречия?

Консерватизм противоречивости влечений к жизни

Противоречивость «влечений к жизни» Фрейд разбирает на примере влечений «к самосохранению, к власти и самоутверждению», которые рассматривает как «частные влечения» человеческого «Я».

С одной стороны, в цели этих влечений наблюдается «прогрессирующее развитие»: удовлетворение насущных потребностей, становление в жизни и самореализация в ней невозможны без вклада огромной энергии психического возбуждения и постоянного внутреннего напряжения. С другой стороны, каждый раз после удовлетворения этих влечений, наблюдается регресс: происходит «овладение <…> и связывание» возбуждения, напряжение спадает, наступает разрядка, и энергетический потенциал существенно снижается. 

Фрейд уверен, что за этой противоречивостью «влечений к жизни» скрывается желание организма «умереть только по-своему», поэтому истинной целью влечений к самосохранению является лишь обеспечение ему «собственного пути к смерти». То есть, по сути, будучи «сторожами жизни», влечения к самосохранению есть ни что иное, как настоящие «слуги смерти». Не кроется ли в этой противоречивости «влечений в жизни» также определенный консерватизм?

Влечения к жизни, по сути, являются «слугами смерти», так как после их удовлетворения наблюдается регресс, выражающийся разрядкой и снижением напряжения.

о противоречиях влечений к жизни

Дуализм сексуальных влечений

Тему консерватизма противоречивости «влечений к жизни» можно продолжить, если обратиться к дуализму сексуальных влечений, о котором Фрейд рассуждает в этой же статье. Великий аналитик четко противопоставляет в своей теории сексуальное влечение, имеющее «функции продолжения рода» (Эрос) и «собственно сексуальные влечения», характерной особенностью которых является их направленность со стороны «Я» на объект. 

Дуализм сексуальных влечений является ни чем иным, как отражением консерватизма противоречивости влечений к жизни.

о дуализме сексуальных влечений

К «влечениям к жизни» Фрейд причисляет исключительно Эрос, действующий «с самого начала» с целью соединения и удерживания вместе «частей живой субстанции» в процессе оплодотворения. Сексуальные же влечения «Я», направленные на объект, хоть и характеризуются неотъемлемой связью с постоянным возбуждением и непрекращающимся внутренним напряжением, своей целью видят неминуемую энергетическую разрядку в виде сублимации или сладострастного удовлетворения, приводящего к распаду живой субстанции на части. Эти влечения «Я», направленные на объект, ученый относит к группе «влечений к смерти».

Таким образом, в нашей психике, по мнению Фрейда, мы наблюдаем своеобразный противовес «влечений к жизни» к «влечениям к смерти», где первые соединяют живое воедино или же удлиняют «продолжительность <нашего> пути», а вторые вызывают дезинтеграцию организма и стремятся как можно быстрее «достигнуть конечной цели» — смерти. В этом случае, получается, что нет ярче проявления консерватизма влечений в нашей душевной жизни, чем постоянная борьба этих двух противоположностей между самими собой.

Консерватизм влечений к жизни и смерти в психике субъекта проявляется в противовесе и постоянной борьбе этих двух противоположностей между собой.

о консерватизме влечений к жизни и смерти

об авторе

Практикующий психоаналитический терапевт и консультант, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии (ЕКПП, Россия); нейроучёный, доктор философии (Ph.D).

{"email":"Email address invalid","url":"Website address invalid","required":"Required field missing"}

Приглашаю в терапию!

Первый ознакомительный сеанс бесплатный! У нас будет 20 минут, чтобы понять, сможем ли мы работать друг с другом.

>